Сочинение: "Тёмное царство" в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Тёмное царство в Грозе Островского

Считающаяся личным шедевром Александра Николаевича Островского и классикой русского театра, пьеса «Гроза» иллюстрирует жизнь как русских крестьян, так и торговых представителей среднего класса, живущих на берегу реки Волги. Аскетичный и обширный ландшафт окружающей местности положен в основу так называемого «тёмного царства», где приверженность традициям и лживый пиетет создают довольно удушливый и закрытый в себе мирок, в котором каждый моральный проступок едва ли наказывается и осуждается.

Основная трагедия «Грозы» исходит из особенной системы ценностей, характерной для описываемого в пьесе общества. Эта система ценностей, поддерживаемая усилиями старого поколения – купца Дикого и вдовой Кабанихой – распространяется на всех жителей, включая и главную героиню истории Катерину.

Катерина не может преодолеть ни физические рамки, ни психологические узы своего окружения, и в итоге с фаталистическим смирением принимает свою судьбу. Ее боязнь грозы иррациональна, но это также символизирует страх испорченной совести; страх того, что можно умереть непрощенной. Поэтому Катерина считает себя обязанной искупить личные грехи, сознаться и покаяться на виду у всех, включая своего главного антагониста Марфу Кабановну, собственного мужа и всех жителей городка.

Ее вина – измена мужу Тихону с Борисом, племянником Дикого – подпитываемая православной верой, берет верх над временными слабостями, которые управляли ее жизнью до этого. Нарушив супружеское табу, Катерина не может жить с чувством вины, что приводит к фатальному финалу.

город Калинов "тёмное царство" в Грозе Островского
(Уездный городок Калинов в "Грозе" Островского)

Критик Николай Добролюбов в своем эссе «Луч света в тёмном царстве», обозначил общество Калиново как микрокосмос любого русского государства. Посему, можно считать, что «Гроза» - это не просто отсылка к погоде, но и символ нарастающего социального напряжения. Желание Катерины обрести моральную свободу от уз бесчувственного брака и давления жизни в семействе Кабановых является отсылкой к схожему желанию крестьянского простого люда обрести свободу от навязчивого крепостного права.

Это всеобщая тяга к побегу из клаустрофобного «тёмного царства», устроенного прошлыми традициями. Неудивительно, что Островский формально противопоставил в своей пьесе два мышления из разных столетий: консервативной России и грядущего века романтизма. Молодое поколение в лице Катерины выражает открытость, спонтанность, даже импульсивность. Поэтому, жизнь в Калиново – как до, так и после ключевого события - словно бытие в тёмном царстве. В нем взгляды из разных эпох сосуществуют вместе, но их изначальный конфликт противоречий так и остается неразрешенным.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.